клуб твоих интересов и выгодных предложений

Предложить новость
Добавить афишу
Предложить новость
Добавить афишу

Помочь Вооружённым Силам Украины!

Ссылка для переводов
Блог компании iClub

«Когда достиг того, чего хотел, - это про счастье. Я люблю бывать в таких состояниях», - Елена Титаренко (практикующий психолог, психотерапевт (арт-терапевт, гештальт-терапевт, кризисный терапевт)).

27.12.2019

«Когда достиг того, чего хотел, - это про счастье. Я люблю бывать в таких состояниях», - Елена Титаренко (практикующий психолог, психотерапевт (арт-терапевт, гештальт-терапевт, кризисный терапевт)).

Завершение любого жизненного этапа или цикла - это время подведения итогов и анализа выполнения планов и задач. Если наши мечты сбылись, а планы реализовались, то мы молодцы, а если нет - ищем виновных в своих неудачах и сетуем на то, что судьба или Вселенная к нам неблагосклонны. Как правильно ставить цели? Какими должны быть шаги на пути к их реализации?

Если говорить о подведении итогов, то я бы рекомендовала делать анализ безоценочный, то есть, по факту: что конкретно получилось, а что нет, и какие факторы за этим стояли, ведь у каждого из них есть субъективная и объективная составляющая, есть вещи, от меня зависящие, а есть – не зависящие, есть другие люди со своими потребностями. И тогда это уже будет анализ фактов. Следующий шаг – это мое эмоциональное отношение к процессу, то, какими чувствами и эмоциями он сопровождался. У нас в обществе эмоции условно делятся на позитивные и негативные. Однако, эмоции – это индикаторы ситуации, в которую мы попали и нашего внутреннего отношения к конкретным обстоятельствам. И они все одинаково нужны, каждая - полезная, каждая выполняет свою функцию в удовлетворении каких-либо потребностей: злость – это защита границ, про то, что что-то идет не так, как мне подходит и т.д., страх – это, например, про безопасность. То есть, эмоции – это маяки, за счет них я понимаю какой эмоциональный фон происходящих событий, я понимаю, что мне подходит, а что нет и как мне тогда с этой ситуацией обойтись.

Дальше важно понять, какие выводы я сделал, что я продолжаю делать, а что – прекращаю, какие возможности я использовал, а какие – нет и что мне начать делать нового, чтобы сохранить и усилить сильные моменты. В психотерапии это называется фаза ассимиляции, благоприятствующая росту. Я перевариваю мой опыт. Полученный опыт интегрируется в общий опыт личности и историю отдельного человека.

Елена, надо ли подводить итоги выполнения планов и задач (тех, которые мы сами перед собой поставили) по истечении определенного периода времени?

Если я ставлю себе цели, задачи и подзадачи в начале года, тогда надо. Мне становится понятно: это я хотела, а это получила. Это один вариант. Есть и второй – это моя большая жизненная цель. В этом случае я анализирую то, как я в этой цели продвинулась за год.

Есть же те, кто вообще не ставит перед собой никаких целей. То есть, люди плывут по течению…

Все зависит от того, какой человек по внутренней структуре: ставящий задачи и цели и потом их пересматривающий или плывущий по течению. Вопрос тогда в том – как и куда в итоге он приплывет и куда его занесет. Есть люди, которым так нравится жить. Им так подходит. Но тогда это история о том, может ли человек брать на себя ответственность за свою жизнь и кто автор и хозяин его жизни.

Считается, что постановка конкретных целей больше присуща бизнесу

В бизнесе просто больше джек-пот, если говорить о стратегии, о том, что получилось, и что не получилось, о качественном и количественном результате. А если это лично про меня и про мою жизнь, то это касается моей личности, моего «Я». В каждом случае разные фокусы в реализации цели и качество самих целей разное. Хотя я, как человек, могу себе поставить цель купить квартиру. Это ведь тоже бизнес-план.

Да, но выполнение такого бизнес-плана зависит и от внешних факторов, и от моего участия, и от моей адекватной оценки ситуации.

Если я с зарплатой в 5,5 тысяч грн ставлю цель купить квартиру, то через полгода я ее точно не достигну. Это адекватность оценки, то есть, такая цель – долгосрочная и «ура, я молодец» станет возможным только через 7 лет. Поэтому важным становится то, как я шел к цели на протяжении 7 лет. Я же все равно каждый год что-то делал, справлялся со сложностями, то есть, это был долгий процесс. И когда я подхожу к его анализу, я понимаю, что это про меня, ведь я в этом процессе живу постоянно, а не в тот момент, когда через 7 лет купил квартиру. Тогда я человек, который умеет откладывать деньги, а не тратить по мелочам, человек, который умеет выделять приоритеты и видеть главное, человек, для которого ценностью является наличие собственного жилья, человек, который умеет проявлять силу воли: смотреть на красную рыбу на витрине и уходить из магазина (смеется, - ред).

Если мечты не сбылись, а планы не реализовались, кто виноват? Стоит ли себя винить?

Наша культура и общество прекрасно нас научили видеть ошибки и недостатки, критиковать. Навык самобичевания и самокритики у нас развит хорошо. В детстве нас критикуют взрослые, а когда мы вырастаем, эти взрослые (внутренние критики) оказываются внутри нас. Самобичевание снижает эмоциональный фон, жизненный тонус и восприятие себя и своей самооценки. И смысл тогда этого анализа? Я буду всегда находить то, что не так, и этот процесс будет вечный.

Стоит ли сравнивать достижения свои и других людей? Надо ли стремиться приблизиться к ним?

Я бы в этом случае задавала вопрос о том, что вы в этом месте чувствуете. Особенно, что чувствуете к тем, у кого получилось. И что в этой связи тогда хочется.

Например, это может быть зависть, искренняя радость, желание наследовать…

Да, и, соответственно, тогда будут разными и действия. В идеале надо сравнивать себя с самим собой: каким я был год назад и какой я сейчас, что я узнал о мире, какие изменения внутри меня произошли. А если говорить о других, то их опыт даёт возможность ориентироваться на их потребности, успехи и ошибки, на то, какой выбор и как они делали. И тогда, как это обо мне? Для чего это лично мне? У каждого - своя скорость и качество движения по жизни.

Есть такое понятие, как зависть, то есть, я очень хочу то, чем обладаешь ты, но у меня этого нет. Возникает необходимость ответить себе на вопрос: что я могу сделать, чтобы иметь то, чего у меня нет. Но для этого надо прилагать усилия. Готов ли я прилагать усилия (важно честно отвечать самому себе): если да, то хорошо, а если нет, то тоже хорошо, просто нечего тогда на этого человека злиться. Чаще случается так, что люди не хотят брать ответственность и прилагать усилия.

Скажите, а факт везения существует? Есть такие люди, которым постоянно везет?

Есть люди, которым некоторые вещи даются легче и проще, а есть те, кому надо прилагать усилия и преодолевать сложности. Есть такие люди, которые зашли в этот мир легко, и мир на них по-другому реагирует. Если я целостная и гармоничная личность, то и люди рядом со мной себя чувствуют так. А если я напряженная, то мир ко мне не очень-то и расположен.

Какие цели лучше ставить: краткосрочные или долгосрочные? Или у них разные задачи?

Да, у целей на короткую и долгую перспективу - разные задачи. Если цели рассчитаны на месяц или на две недели, то их быстрое достижение добавляет радости. Долгосрочные – более глобальные. Для их реализации надо уметь долго находиться в процессе, мочь сверять задачи на каждом из этапов пути. В процессе жизни, по ряду субъективных и объективных причин, задачи могут пересматриваться. У долгосрочной цели есть задачи, а у задач - подзадачи. Допустим, период год: каждый месяц или два надо пересматривать, подводить итог и корректировать планы, ориентируясь на актуальную ситуацию сейчас. И если я подвожу такой итог, то я что-то присваиваю, ассимилирую опыт продвижения. Это как «Искусство маленьких шагов» Антуана де Сент-Экзюпери.

Как лучше формировать запрос: записывать цели на бумагу, создавать карту желаний или держать все в голове?

Это зависит от человека. Есть люди, которым важно записать в блокнот, чтобы открывать его периодически, освежать в памяти и сверяться. Есть люди, у которых выражено образное мышление, им важно видеть картинку, тогда карта желаний как раз подойдет, а есть те, кто просто держит все в голове. Но в этом случае важно уметь находить время для себя, чтобы раз в неделю, например, прокручивать в голове свои цели. Это от личных особенностей зависит, от восприятия и типа мышления.

А Вам как проще это делать и ставите ли Вы перед собой цели? Если да, то это сформированный навык или это с детства?

Через опыт и практику в психотерапии я пришла к тому, что есть инструменты для формирования этого важного в жизни любого человека навыка. Я лично планирую и анализирую, прислушиваюсь к своему эмоциональному состоянию, для меня это важно. Мне понятнее блокнот, хотя у меня хорошо развито образное мышление, я люблю ассоциации, использую образное мышление, и в работе использую арт-терапевтические методы. Но мне ближе, когда все прописано в ежедневнике. У меня на каждый период жизни есть основные цели, на каждый год есть свой ежедневник. В конце года я его пересматриваю.

Эти цели связаны с профессиональной деятельностью или с социальным вовлечением?

В большей степени планы (с подзадачами) у меня связаны с профессиональной реализацией. Время от времени я их пересматриваю, если что, то меняю, корректирую, то есть, подхожу гибко, ориентируясь на обстоятельства. Но семейные планы мы обсуждаем вместе с семьей и соответственно реализуем.

О каких своих достижениях Вы можете говорить с гордостью и что еще остается в планах?

Если говорить о семье, то это больше не о том, чего добилась, а, скорее, о пути, который пройден, о процессе и качестве жизни. Моей дочери в начале декабря исполнилось 16 лет. В дни перед днем ее рождения я пребывала в ситуации удовлетворенности как мама, это для меня очень трогательный момент, когда видишь своего ребенка и его взросление. Это наполняет, вдохновляет и умиляет. Мы все какое-то время находились в предвкушении встречи ее совершеннолетия, вспоминали и анализировали. Если говорить о муже, то я удовлетворена теми отношениями, которые у нас с ним есть сейчас. Это тоже непросто далось, были разные периоды в нашей жизни, но я рада тому, что мы оба пересматривали свое взаимодействие друг с другом и выстраивали эти отношения. Было по-разному… и радостно, и прекрасно, и сложно, и тяжело, иногда до слез больно, но сегодня я счастлива в этих отношениях.

Я очень люблю свою профессию и работу. Профессия – это мое второе образование. Первое – инженер-электромеханик. Я хотела быть врачом, но родители настояли на техническом ВУЗе. Потом, когда в жизни были сложности и трудности, я пришла в психотерапию. Сейчас у меня несколько образований в области психотерапии, веду обучающие и психотерапевтические программы, являюсь тренером Киевского Гештальт Университета, Арт-терапевтической ассоциации Украины. Я довольна тем, что умею, я точно понимаю в каком качестве нахожусь рядом с людьми, которые обращаются за консультациями, я вижу, как меняется их жизнь и мне это важно.

Еще одна составляющая – это мое участие в городских, областных, региональных и всеукраинских социальных проектах, причем, как на платной, так и на безоплатной основе. Есть в моей жизни такой кусочек, где мне просто важно психологическое просвещение, возможность донести до людей то, что жизнь бывает разной, и это абсолютно возможно и реально. Мне важно развиваться, и я сейчас повышаю квалификацию в международной образовательной программе 3 ступени по гештальт-терапии Gestalt Associates Training Los Angeles (GATLA), то есть, в мире всегда есть место для того, чтобы еще больше узнать. Плюс я преподаю у нас в педуниверситете. Я очень этим горжусь, для меня важно быть частью этого коллектива. Я люблю нашу кафедру, люблю наших студентов: видя их глаза и желание что-то знать, я вдохновляюсь. Сейчас я реализована в профессии, в прикладном образовании и в академическом. Когда достиг того, чего хотел, важно в этом состоянии просто побыть и насладиться. Для меня это про счастье и удовлетворение. Я люблю на определенных этапах жизни быть в таких состояниях.

0 комментариев

Украина онлайн